Принципы управления:
Открытость. Демократичность. Приоритет культуры и ценностей  народа   саха.
СОмыслие, СОтворчество, СОдействие.
 
Концептуальные положения управления МОБУ «Национальная гимназия «Айыы КыЬата»
 
Директор и заместители директора  МОБУ «Национальная гимназия «Айыы КыЬата»
 
Директор МОБУ  «Национальная гимназия «Айыы КыЬата» – Шамаева Лидия Петровна
Заместитель директора по качеству образования — Сергеева Тюркана Ивановна
Заместитель директора по содержанию образования – Охотина Клара Михайловна
Заместитель директора по воспитательной работе – Каженкин Рустам Николаевич
Заместитель директора по АХЧ – Ю Владимир Шиндикеевич
Заместитель директора по финансовому обеспечению – Яковлев Прокопий  Федорович
 
Основы организации управления образовательным учреждением в основном определены Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном положении, Уставом гимназии. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» управление в гимназии осуществляются с учётом принципа единоначалия и самоуправления, формами которого является совет гимназии и педагогический совет, а также другие структуры, способствующие демократизации управленческого процесса. Именно при таком подходе возможно осуществление управляющих функций, основными из которых являются: 
  •          анализ образовательного  процесса;
  •         определение целей педагогической работы гимназии;
  •         выявление и исследование проблем;
  •         поиск их решения;
  •         оценка и выбор решений, их согласование и утверждение;
  •         подготовка мероприятий для ввода решений в действие;
  •         управление применений решения и проверкой его эффективности.
Процесс управления в гимназии представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими основными чертами:
  1. Обеспечение сохранения и поддерживания образовательного процесса посредством его планирования, организации, мотивации педагогов и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса.
  2. Обеспечение достижения целей, стоящих перед образовательным учреждением как в данный момент, так и в стратегическом плане.
 
 
Описание структуры управления
Управление национальной гимназией «Айыы КыЬата» осуществляется учредителем, школьным управляющим советом, научно-общественным советом, общим собранием трудового коллектива, педагогическим советом, родительским комитетом гимназии, советом старшеклассников, директором гимназии на принципах открытости, демократичности, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление гимназией строится на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления.
К функциям учредителя относятся:
  • утверждение Устава, внесённых в него уточнений, дополнений и изменений;
  • контроль за деятельностью гимназии в части сохранности и эффективности использования закреплённых за ней объектов собственности;
  • определение порядка приёма граждан в гимназию в части, не урегулированной законодательством;
  • утверждение муниципального задания;
  • решение вопросов, связанных с ликвидацией и реорганизацией общеобразовательной организации.
Управленческая структура объединяет всех участников образовательного процесса для реализации целей и задач по стабильному функционированию, грамотному и эффективному развитию, качественному обучению и воспитанию школьников, созданию комфортной обстановки для самореализации каждого ученика и педагога.
Полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием.
Вся система управления гимназией имеет следующее содержание:
  • Учредитель
  • Директор
  • Административный совет
  • Общественное самоуправление (объединения)
  • Заместитель директора по качеству образования
  • Заместитель директора по содержанию образования
  • Заместитель директора по воспитательной работе
  • Заместитель директора по административно-хозяйственной части
  • Заместитель директора по финансовому обеспечению
 
 
Зоны ответственности заместителей директора
Заместители директора по качеству и содержанию образования  нацелены на более полное удовлетворение потребностей образовательного процесса, методической работы, научно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий на основе интегрированного подхода в системе работы.
Зона ответственности заместителя директора по качеству образования Сергеевой Т.И.:
 
  • руководство и координация деятельности структурных подразделений ОО по вопросам обеспечения и повышения качества образования; участие в постановке целей и задач управления качеством образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования;
  • участие в разработке системы управления качеством образования в школе;
  • внесение предложений на рассмотрение руководителя ОО и коллегиальных органов управления по разработке программы развития и образовательных программ в части обеспечения высокого качества образования;
  • обеспечение функционирования ВСОКО в школе;
  • контроль качества образовательной деятельности педагогических работников по реализации образовательных программ;
  • контроль за объективностью оценки учебных достижений обучающихся; контроль за обеспечением уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
  • организация независимой диагностики качества подготовки обучающихся;
  • организация внешнего мониторинга качества образования;
  • организация итоговой аттестации обучающихся;
  • анализ и обобщение результатов внутренней и внешней оценки качества образования, разработка рекомендаций;
  • организация деятельности педагогических работников по обеспечению качества образования на основе полученных результатов;
  • своевременное информирование руководителя о результатах оценки качества образования;
  • внесение предложений по принятию управленческих решений, в т. ч. связанных с развитием педагогических кадров, ростом их профессионального мастерства через систему повышения квалификации, их аттестации, необходимостью горизонтальной и вертикальной ротации специалистов, дифференциацией оплаты труда на основе реальных и объективных результатов и др.;
  • взаимодействие с родительской общественностью, внешними организациями по вопросам качества образования и развития ВСОКО.
Зона ответственности заместителя директора по содержанию  образования Охотиной К.М.:
  • участие в определении целей и задач в области содержания образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования;
  • организация и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования, отвечающих целям и задачам реализуемых программ, запросам социума, учитывающих состояние здоровья и возможности обучающихся, ресурсы организации;
  • создание целевых ориентиров по образовательным областям;
  • участие в разработке стратегии развития содержания образования образовательной организации с учетом специфики ее деятельности;
  • организация процесса достижения образовательных, в том числе социокультурных, результатов и эффектов деятельности организации;
  • определение структуры управления образовательным процессом;
  • организация деятельности предметных и межпредметных методических объединений;
  • управление результатами профессиональной деятельности всего педагогического коллектива;
  • организация классного руководства;
  • внесение предложений по разработке программы развития образовательной организации и образовательных программ на рассмотрение руководителя организации и коллегиальных органов управления;
  • формирование системы методической и организационно-массовой деятельности как составляющей образовательной деятельности организации;
  • руководство и координация деятельности структурных подразделений образовательной организации по вопросам содержания образования;
  • координация разработки учебно-методической документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения;
  • разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности организации;
  • обеспечение своевременного составления, утверждения, представления отчетной документации по содержанию образования;
  • обеспечение использования и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • координация взаимодействия между представителями педагогической науки и практики;
  • организация просветительской работы для родителей (лиц, их заменяющих);
  • оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;
  • осуществление планирования, контроля, анализа, регулирования работы школы по аттестации педагогических кадров;
  • участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения;
  • участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
  • организация и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, подведение итогов, анализ результатов;
  • организация профильного и предпрофессионального обучения;
  • организация преемственности между дошкольным, начальным общим, основным общим, средним общим образованием;
  • взаимодействие с родительской общественностью, внешними организациями по вопросам содержания образования и развития содержания образования.
 
Задача заместителя директора по воспитательной работе: создание условий для личностного и социального развития учащихся.
Зона ответственности заместителя директора по воспитанию и социализации Каженкина Р.Н.:
  • организация текущего и перспективного планирования деятельности образовательного учреждения при реализации образовательной программы дополнительного образования, деятельности по воспитанию и социализации обучающихся; · участие в определении целей и задач в области содержания образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования;
  • организация и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования, отвечающих целям и задачам реализуемых программ, запросам социума, учитывающих состояние здоровья и возможности обучающихся, ресурсы организации;
  • создание целевых ориентиров по образовательным областям дополнительного образования;
  • участие в разработке стратегии развития содержания образования образовательной организации с учетом специфики ее деятельности;
  • организация процесса достижения образовательных, в том числе социокультурных, результатов и эффектов деятельности организации, успешной социализации и воспитания обучающихся;
  • организация деятельности методического объединения дополнительного образования;
  • управление результатами профессиональной деятельности педагогов, непосредственно подчиненных; содействие организации классного руководства;
  • внесение предложений по разработке программы развития образовательной организации и образовательных программ на рассмотрение руководителя организации и коллегиальных органов управления;
  • руководство и координация деятельности структурных подразделений образовательной организации по курируемым направлениям и вопросам;
  • координация работы педагогов, воспитателей, других педагогических и иных работников по курируемым направлениям и вопросам;
  • разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности организации по курируемым направлениям и вопросам;
  • согласование расписания занятий внеурочной деятельности и других видов учебной и воспитательной деятельности на предмет соответствия нормам СанПин в системе дополнительного образования;
  • обеспечение своевременного составления, утверждения, представления отчетной документации;
  • осуществление комплектования контингента образовательного учреждения в системе дополнительного образования;
  • обеспечение использования и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных;
  • координация взаимодействия между представителями педагогической науки и практики;
  • оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;
  • организация подготовительной работы по распределению учебной нагрузки; — осуществление планирования, контроля, анализа, регулирования работы школы по аттестации педагогических кадров в системе дополнительного образования;
  • организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих);
  • организует планирование и проведение воспитательной, методической, культурно -массовой, внеклассной работы;
  • осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников в системе дополнительного образования;
  • организует планирование, проведение, оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно -просветительских и оздоровительных мероприятий;
  • осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в объединениях дополнительного образования;
  • участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения;
  • участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
  • организация профильного и предпрофессионального обучения;
  • организация преемственности между дополнительным образованием дошкольным, начальным общим, основным общим, средним общим образованием;
  • взаимодействие с родительской общественностью, внешними организациями по вопросам содержания дополнительного образования, воспитательной работы, обеспечения безопасности обучающихся.
 
Заместитель директора по АХЧ призван обеспечить все уровни управления необходимыми средствами (материально-техническими, методическими, информационными) и т.д.
Зона ответственности заместителя директора по АХЧ Ю Владимира Шиндикеевича:
 
  • организует текущее и перспективное планирование хозяйственной деятельности Учреждения
  • организация материально-технического обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности, оборудования помещений в соответствии с установленными нормами и требованиями;
  • обеспечение соблюдения норм и правил пожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии в ходе учебно-воспитательного процесса, хозяйственной деятельности.
  • обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации
  • участвует в подборе и расстановке административно-хозяйственных кадров, а также работников из числа обслуживающего персонала, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
  • осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, учебных кабинетов Учреждения, столовой, мастерских, спортивного зала и других помещений, иного имущества Учреждения;
  • принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности Учреждения, заключению необходимых договоров
 
Зона ответственности заместителя директора по финансовому обеспечению Яковлева П.Ф.:
  • организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности Учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств;
  • обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций;
  • организует инвентарный учет и списание основных средств и материалов Учреждения, в составе комиссии проводит инвентаризацию;
  • принимает участие в семинарах, конференциях, вебинарах, селекторных совещаниях по ФХД
 
Все общественные объединения рассматривают и принимают решения по вопросам жизнедеятельности гимназии, содержания образования, форм и методов образования и воспитания, охраны жизни и здоровья обучающихся, содействие в материально-технической оснащённости, организации мероприятий, развития гимназии.
Администрация формирует образовательную философию, стимулирует профессиональный рост педагогов, организует систему мониторинга, внутришкольного контроля, координирует все внешние и внутренние связи.
Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор гимназии Шамаева Л.П., назначенный на должность Учредителем. Директор издаёт приказы, распоряжения, устные указания, обязательные для сотрудников гимназии и обучающихся. Именно директор координирует работу всех структурных подразделений гимназии, следит за исполнением бюджета, руководит учебно-воспитательным процессом, стимулирует всех участников образовательного процесса к дальнейшему развитию, следит за равновесием функционирования и развития гимназии, подбирает кадры, принимает на работу и увольняет сотрудников, распределяет должностные обязанности, контролирует производственную деятельность.
Директор гимназии действует без доверенности, от имени гимназии представляет её интересы, распоряжается в уставленном порядке имуществом, заключает договоры, пользуется правом распоряжения средствами, устанавливает размер заработной платы в пределах фонда.
Директор гимназии подотчётен Учредителю, школьному управляющему совету гимназии, общему собранию трудового коллектива, перед которыми несёт ответственность за невыполнение функций, отнесённых к компетенции руководителя, за жизнь и здоровье обучающихся и работников, нарушение прав и свобод обучающихся и работников, пожарную безопасность и антитеррористическую защищённость.
 
Совершенствование управления гимназией
Главная задача программы развития на следующий период – это систематический поиск путей по совершенствованию всей системы работы гимназии. Управление также нужно рассматривать как целенаправленное развитие.
Опираясь на анализ деятельности гимназии за отчётный период и задачи на новый учебный, структура управления должна корректироваться в соответствии с концепцией развития гимназии. Управление рассматривается нами как социокультурное явление, основанное на законах человеческих отношений, обусловленных уровнем социальных связей, направленное на обеспечение организованности, упорядоченности, структурной целесообразности и гармоничности системы. 
Цикл управленческой деятельности состоит их следующих механизмов:
  • Механизмы планирования
  • Механизмы организации
  • Механизмы стимулирования
  • Механизмы контроля
  • Механизмы планирования
Управление школой в условиях реализации ФГОС – это управление инновациями, исходя из этого определены ключевые понятия управленческой деятельности:
  • Рефлексия на всех уровнях и этапах деятельности;
  • Управленческое мышление руководителей;
  • Принципиальное отличие целей: деятельностный подход – развитие личности как субъекта своей жизнедеятельности, ответственного за свою жизнь, за жизнь родных и близких, за коллектив, социум;
  • Принципиальное отличие технологий, моделей и механизмов: гибких, индивидуализированных, взаимосвязанных, ориентированных на результат;
  • Новая информационно-деятельностная образовательная среда;
  • Новый учитель – готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях;
  • Социум как партнерская среда.
На сентябрьском педсовете педагогическим коллективом Айыы Кыьата» сформулирована тема программы развития на 2019-2023  учебные годы: «Открытое воспитательно-образовательное пространство как фактор формирования ценностей и компетентностей обучающихся в условиях городской национальной гимназии». А также определена методическая тема – «Эффективные технологии как инструмент управления качеством образования в условиях национальной гимназии». Вся работа по данным темам реализуется через все структурные подразделения, каждое из которых выполняет соответствующую миссию для достижения оптимальных конечных результатов.
Новым направлением, начиная с 2018-2019 учебного года, является тема инновационной работы: «Цифровой образовательный ЭТНОЦЕНТР «Айыы Алаьата», по которой гимназия работает в статусе «Республиканская инновационная площадка». Данное направление работы является неотъемлемой частью каждого структурного подразделения.
Вся система мер, направленных на развитие управленческих  связей, способствует гармонизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Главным результатом является тот факт, что все кардинальные изменения, инновации, преобразования, создание планов, формулирование целей и задач решаются и утверждаются коллегиально, с учётом как общих интересов, так и конкретной личности. А это должно способствовать  естественному и эффективному развитию всей работы гимназии.