Принципы управления:
Открытость. Демократичность. Приоритет культуры и ценностей народа саха.
СОмыслие, СОтворчество, СОдействие.
Концептуальные положения управления МОБУ «Национальная гимназия «Айыы КыЬата»
Директор и заместители директора МОБУ «Национальная гимназия «Айыы КыЬата»
Директор МОБУ «Национальная гимназия «Айыы КыЬата» – Шамаева Лидия Петровна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе — Сергеева Тюркана Ивановна
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (по управлению качеством образования) — Баишев Валерий Витальевич
Заместитель директора по содержанию образования – Охотина Клара Михайловна
Заместитель директора по воспитательной работе – Никитина Ньургуяна Гаврильевна
Заместитель директора по АХЧ – Ю Владимир Шиндикеевич
Заместитель директора по финансовому обеспечению – Яковлев Прокопий Федорович
Основы организации управления образовательным учреждением в основном определены Законом РФ «Об образовании», Типовым положением об образовательном положении, Уставом гимназии. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» управление в гимназии осуществляются с учётом принципа единоначалия и самоуправления, формами которого является совет гимназии и педагогический совет, а также другие структуры, способствующие демократизации управленческого процесса. Именно при таком подходе возможно осуществление управляющих функций, основными из которых являются:
- анализ образовательного процесса;
- определение целей педагогической работы гимназии;
- выявление и исследование проблем;
- поиск их решения;
- оценка и выбор решений, их согласование и утверждение;
- подготовка мероприятий для ввода решений в действие;
- управление применений решения и проверкой его эффективности.
Процесс управления в гимназии представляет собой деятельность, характеризующуюся следующими основными чертами:
-
Обеспечение сохранения и поддерживания образовательного процесса посредством его планирования, организации, мотивации педагогов и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса.
-
Обеспечение достижения целей, стоящих перед образовательным учреждением как в данный момент, так и в стратегическом плане.
Описание структуры управления
Управление национальной гимназией «Айыы КыЬата» осуществляется учредителем, школьным управляющим советом, научно-общественным советом, общим собранием трудового коллектива, педагогическим советом, родительским комитетом гимназии, советом старшеклассников, директором гимназии на принципах открытости, демократичности, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Управление гимназией строится на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления.
К функциям учредителя относятся:
-
утверждение Устава, внесённых в него уточнений, дополнений и изменений;
-
контроль за деятельностью гимназии в части сохранности и эффективности использования закреплённых за ней объектов собственности;
-
определение порядка приёма граждан в гимназию в части, не урегулированной законодательством;
-
утверждение муниципального задания;
-
решение вопросов, связанных с ликвидацией и реорганизацией общеобразовательной организации.
Управленческая структура объединяет всех участников образовательного процесса для реализации целей и задач по стабильному функционированию, грамотному и эффективному развитию, качественному обучению и воспитанию школьников, созданию комфортной обстановки для самореализации каждого ученика и педагога.
Полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием.
Вся система управления гимназией имеет следующее содержание:
-
Учредитель
-
Директор
-
Административный совет
-
Общественное самоуправление (объединения)
-
Заместитель директора по качеству образования
-
Заместитель директора по содержанию образования
-
Заместитель директора по воспитательной работе
-
Заместитель директора по административно-хозяйственной части
-
Заместитель директора по финансовому обеспечению
Зоны ответственности заместителей директора
Заместители директора по качеству и содержанию образования нацелены на более полное удовлетворение потребностей образовательного процесса, методической работы, научно-исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий на основе интегрированного подхода в системе работы.
Зона ответственности заместителя директора по качеству образования Сергеевой Т.И.:
-
руководство и координация деятельности структурных подразделений ОО по вопросам обеспечения и повышения качества образования; участие в постановке целей и задач управления качеством образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования;
-
участие в разработке системы управления качеством образования в школе;
-
внесение предложений на рассмотрение руководителя ОО и коллегиальных органов управления по разработке программы развития и образовательных программ в части обеспечения высокого качества образования;
-
обеспечение функционирования ВСОКО в школе;
-
контроль качества образовательной деятельности педагогических работников по реализации образовательных программ;
-
контроль за объективностью оценки учебных достижений обучающихся; контроль за обеспечением уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС общего образования;
-
организация независимой диагностики качества подготовки обучающихся;
-
организация внешнего мониторинга качества образования;
-
организация итоговой аттестации обучающихся;
-
анализ и обобщение результатов внутренней и внешней оценки качества образования, разработка рекомендаций;
-
организация деятельности педагогических работников по обеспечению качества образования на основе полученных результатов;
-
своевременное информирование руководителя о результатах оценки качества образования;
-
внесение предложений по принятию управленческих решений, в т. ч. связанных с развитием педагогических кадров, ростом их профессионального мастерства через систему повышения квалификации, их аттестации, необходимостью горизонтальной и вертикальной ротации специалистов, дифференциацией оплаты труда на основе реальных и объективных результатов и др.;
-
взаимодействие с родительской общественностью, внешними организациями по вопросам качества образования и развития ВСОКО.
Зона ответственности заместителя директора по содержанию образования Охотиной К.М.:
-
участие в определении целей и задач в области содержания образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования;
-
организация и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования, отвечающих целям и задачам реализуемых программ, запросам социума, учитывающих состояние здоровья и возможности обучающихся, ресурсы организации;
-
создание целевых ориентиров по образовательным областям;
-
участие в разработке стратегии развития содержания образования образовательной организации с учетом специфики ее деятельности;
-
организация процесса достижения образовательных, в том числе социокультурных, результатов и эффектов деятельности организации;
-
определение структуры управления образовательным процессом;
-
организация деятельности предметных и межпредметных методических объединений;
-
управление результатами профессиональной деятельности всего педагогического коллектива;
-
организация классного руководства;
-
внесение предложений по разработке программы развития образовательной организации и образовательных программ на рассмотрение руководителя организации и коллегиальных органов управления;
-
формирование системы методической и организационно-массовой деятельности как составляющей образовательной деятельности организации;
-
руководство и координация деятельности структурных подразделений образовательной организации по вопросам содержания образования;
-
координация разработки учебно-методической документации, необходимой для деятельности образовательного учреждения;
-
разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности организации;
-
обеспечение своевременного составления, утверждения, представления отчетной документации по содержанию образования;
-
обеспечение использования и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных;
-
координация взаимодействия между представителями педагогической науки и практики;
-
организация просветительской работы для родителей (лиц, их заменяющих);
-
оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;
-
осуществление планирования, контроля, анализа, регулирования работы школы по аттестации педагогических кадров;
-
участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения;
-
участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
-
организация и проведение школьного тура Всероссийской олимпиады школьников, подведение итогов, анализ результатов;
-
организация профильного и предпрофессионального обучения;
-
организация преемственности между дошкольным, начальным общим, основным общим, средним общим образованием;
-
взаимодействие с родительской общественностью, внешними организациями по вопросам содержания образования и развития содержания образования.
Задача заместителя директора по воспитательной работе: создание условий для личностного и социального развития учащихся.
Зона ответственности заместителя директора по воспитанию и социализации Каженкина Р.Н.:
-
организация текущего и перспективного планирования деятельности образовательного учреждения при реализации образовательной программы дополнительного образования, деятельности по воспитанию и социализации обучающихся; · участие в определении целей и задач в области содержания образования в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования;
-
организация и управление процессом отбора средств обучения и воспитания, методов и технологий образования, отвечающих целям и задачам реализуемых программ, запросам социума, учитывающих состояние здоровья и возможности обучающихся, ресурсы организации;
-
создание целевых ориентиров по образовательным областям дополнительного образования;
-
участие в разработке стратегии развития содержания образования образовательной организации с учетом специфики ее деятельности;
-
организация процесса достижения образовательных, в том числе социокультурных, результатов и эффектов деятельности организации, успешной социализации и воспитания обучающихся;
-
организация деятельности методического объединения дополнительного образования;
-
управление результатами профессиональной деятельности педагогов, непосредственно подчиненных; содействие организации классного руководства;
-
внесение предложений по разработке программы развития образовательной организации и образовательных программ на рассмотрение руководителя организации и коллегиальных органов управления;
-
руководство и координация деятельности структурных подразделений образовательной организации по курируемым направлениям и вопросам;
-
координация работы педагогов, воспитателей, других педагогических и иных работников по курируемым направлениям и вопросам;
-
разработка учебно-методической и иной документации, необходимой для деятельности организации по курируемым направлениям и вопросам;
-
согласование расписания занятий внеурочной деятельности и других видов учебной и воспитательной деятельности на предмет соответствия нормам СанПин в системе дополнительного образования;
-
обеспечение своевременного составления, утверждения, представления отчетной документации;
-
осуществление комплектования контингента образовательного учреждения в системе дополнительного образования;
-
обеспечение использования и совершенствование методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных;
-
координация взаимодействия между представителями педагогической науки и практики;
-
оказание помощи педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий;
-
организация подготовительной работы по распределению учебной нагрузки; — осуществление планирования, контроля, анализа, регулирования работы школы по аттестации педагогических кадров в системе дополнительного образования;
-
организует просветительскую работу для родителей (лиц, их заменяющих);
-
организует планирование и проведение воспитательной, методической, культурно -массовой, внеклассной работы;
-
осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников в системе дополнительного образования;
-
организует планирование, проведение, оказывает помощь обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно -просветительских и оздоровительных мероприятий;
-
осуществляет комплектование и принимает меры по сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в объединениях дополнительного образования;
-
участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников образовательного учреждения;
-
участие в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
-
организация профильного и предпрофессионального обучения;
-
организация преемственности между дополнительным образованием дошкольным, начальным общим, основным общим, средним общим образованием;
-
взаимодействие с родительской общественностью, внешними организациями по вопросам содержания дополнительного образования, воспитательной работы, обеспечения безопасности обучающихся.
Заместитель директора по АХЧ призван обеспечить все уровни управления необходимыми средствами (материально-техническими, методическими, информационными) и т.д.
Зона ответственности заместителя директора по АХЧ Ю Владимира Шиндикеевича:
-
организует текущее и перспективное планирование хозяйственной деятельности Учреждения
-
организация материально-технического обеспечения образовательной и хозяйственной деятельности, оборудования помещений в соответствии с установленными нормами и требованиями;
-
обеспечение соблюдения норм и правил пожарной безопасности, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии в ходе учебно-воспитательного процесса, хозяйственной деятельности.
-
обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации
-
участвует в подборе и расстановке административно-хозяйственных кадров, а также работников из числа обслуживающего персонала, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства;
-
осуществляет текущий контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим техническим и санитарно-гигиеническим состоянием зданий, сооружений, учебных кабинетов Учреждения, столовой, мастерских, спортивного зала и других помещений, иного имущества Учреждения;
-
принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности Учреждения, заключению необходимых договоров
Зона ответственности заместителя директора по финансовому обеспечению Яковлева П.Ф.:
-
организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов деятельности Учреждения, разработке и реализации мероприятий по повышению эффективности использования бюджетных средств;
-
обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций;
-
организует инвентарный учет и списание основных средств и материалов Учреждения, в составе комиссии проводит инвентаризацию;
-
принимает участие в семинарах, конференциях, вебинарах, селекторных совещаниях по ФХД
Все общественные объединения рассматривают и принимают решения по вопросам жизнедеятельности гимназии, содержания образования, форм и методов образования и воспитания, охраны жизни и здоровья обучающихся, содействие в материально-технической оснащённости, организации мероприятий, развития гимназии.
Администрация формирует образовательную философию, стимулирует профессиональный рост педагогов, организует систему мониторинга, внутришкольного контроля, координирует все внешние и внутренние связи.
Непосредственное руководство гимназией осуществляет директор гимназии Шамаева Л.П., назначенный на должность Учредителем. Директор издаёт приказы, распоряжения, устные указания, обязательные для сотрудников гимназии и обучающихся. Именно директор координирует работу всех структурных подразделений гимназии, следит за исполнением бюджета, руководит учебно-воспитательным процессом, стимулирует всех участников образовательного процесса к дальнейшему развитию, следит за равновесием функционирования и развития гимназии, подбирает кадры, принимает на работу и увольняет сотрудников, распределяет должностные обязанности, контролирует производственную деятельность.
Директор гимназии действует без доверенности, от имени гимназии представляет её интересы, распоряжается в уставленном порядке имуществом, заключает договоры, пользуется правом распоряжения средствами, устанавливает размер заработной платы в пределах фонда.
Директор гимназии подотчётен Учредителю, школьному управляющему совету гимназии, общему собранию трудового коллектива, перед которыми несёт ответственность за невыполнение функций, отнесённых к компетенции руководителя, за жизнь и здоровье обучающихся и работников, нарушение прав и свобод обучающихся и работников, пожарную безопасность и антитеррористическую защищённость.
Совершенствование управления гимназией
Главная задача программы развития на следующий период – это систематический поиск путей по совершенствованию всей системы работы гимназии. Управление также нужно рассматривать как целенаправленное развитие.
Опираясь на анализ деятельности гимназии за отчётный период и задачи на новый учебный, структура управления должна корректироваться в соответствии с концепцией развития гимназии. Управление рассматривается нами как социокультурное явление, основанное на законах человеческих отношений, обусловленных уровнем социальных связей, направленное на обеспечение организованности, упорядоченности, структурной целесообразности и гармоничности системы.
Цикл управленческой деятельности состоит их следующих механизмов:
-
Механизмы планирования
-
Механизмы организации
-
Механизмы стимулирования
-
Механизмы контроля
-
Механизмы планирования
Управление школой в условиях реализации ФГОС – это управление инновациями, исходя из этого определены ключевые понятия управленческой деятельности:
-
Рефлексия на всех уровнях и этапах деятельности;
-
Управленческое мышление руководителей;
-
Принципиальное отличие целей: деятельностный подход – развитие личности как субъекта своей жизнедеятельности, ответственного за свою жизнь, за жизнь родных и близких, за коллектив, социум;
-
Принципиальное отличие технологий, моделей и механизмов: гибких, индивидуализированных, взаимосвязанных, ориентированных на результат;
-
Новая информационно-деятельностная образовательная среда;
-
Новый учитель – готовый и способный реализовывать поставленные цели, работать в новых условиях;
-
Социум как партнерская среда.